Главное меню

Сейчас на сайте:

Сейчас 8 гостей онлайн



Методическая разработка урока литературы
«Вино вину творит»

(на примере произведений В.Шукшина и В.Высоцкого)

Цель:
Создать условия для целенаправленного формирования ответственного отношения к собственной жизни и здоровью.

Задачи:
1. Пропагандировать здоровый образ жизни,
2. Показать пагубное влияние алкоголя на жизнь и здоровье человека.
3. Развивать устную речь у учащихся, способность свободно держаться перед аудиторией.

Форма проведения:
Беседа с учащимися, анализ текстов.

Оборудование:
Тексты
В.Высоцкий «Милицейский протокол», «Ой, где был я вчера», «Про чёрта»
В.Шукшин «Жена мужа в Париж провожала…»

Ход урока:

I.
Учитель:
«Человек разумный» живёт в значительной мере эмоциями, а не умом! Так утверждают психологи. Поэтому психическое здоровье населения мира является важнейшей международной проблемой медицинской науки и общественного здравоохранения. Алкоголизм губит генетический фон человечества, его интеллект. Сегодня на уроке мы поговорим с вами об этой пагубной привычке, а подтверждать свои выводы мы будем примерами из произведений В.Шукшина и В.Высоцкого.
Я предлагаю вам открыть первую страницу нашего урока. Эпиграфом к ней будут служить слова великого Пифагора: «Пьянство есть упражнение в безумии»

1 ученик:
«Похититель рассудка» - так именуют алкоголь с давних времён. Мозг человека – уникальное творение природы. Алкоголь даже в малых количествах убивает этот удивительный феномен жизни. Под влиянием алкоголя искажается восприятие окружающей обстановки. Алкоголь губит те человеческие качества, которые прививаются системой воспитания, а наружу лезут грубые и самые низменные свойства личности.

2 ученик
Читает стихотворение В.Высоцкого «Ой, где был я вчера»

Учитель:
О чём это стихотворение?
Каким показывает своего героя В.Высоцкий?
Каково ваше отношение к герою стихотворения?
Какими словами автор описывает состояние героя?
Представьте ситуацию: вы пришли в гости к друзьям, а в их компании вдруг оказывается такой же пьяный человек. Какие чувства вы испытывали бы к нему? Остались бы вы в этой компании дальше? Почему?
(Ответы учеников)

Учащиеся показывают инсценировку стихотворения В.Высоцкого «Милицейский протокол»

Учитель:
Какие чувства вызывают у вас герои этого произведения? Почему?
Какое впечатление они произвели на вас? Как отражается пьянство на внешнем облике человека? Подтвердите цитатами.

Ученик:
Систематический приём алкоголя разрушает силу воли человека, а тяга к пьянству становится привычкой. Как любое наркотическое вещество, алкоголь сначала вызывает привыкание у пьющего, а затем зависимость. Вслед за психической зависимостью наступает физическая, которая характеризуется дрожанием рук, тревожным настроением, тяжёлым сном с кошмарами.

Ученик
Читает стихотворение В.Высоцкого «Про чёрта»

Учитель:
Что иллюстрирует стихотворение? В каком состоянии находится герой?
Каково настроение героя? Докажите примерами из текста.

II
А сейчас мы переходим на вторую страницу нашего урока. Эпиграфом к ней я взяла стихотворение Роберта Бёрнса, написанного ещё в 18 веке:
Для пьянства есть такие поводы:
поминки, праздник, встреча, проводы,
крестины, свадьба и развод,
мороз, охота, Новый год,
выздоровленье, новоселье,
печаль, раскаянье, веселье,
успех, награда, новый чин
и просто пьянство – без причин.

Учитель:
Как вы думаете, почему люди пьют? (Ответы детей)
Давайте найдём один из ответов на этот вопрос в рассказе В.Шукшина «Жена мужа в Париж провожала».

Учитель читает рассказ.
- Кто главный герой рассказа? Охарактеризуйте его. Подтвердите свои слова цитатами из текста.
- В чём смысл названия рассказа? Почему жена Валя зла на своего мужа? За что она его ненавидит?
- С помощью чего Колька решает свои проблемы? Чем заглушает свою обиду?
- Почему Колька начал пить, почему он не ушёл от жены? Ответ найдите в тексте.
- Оправдываете ли вы поступок Кольки?

III
Мы переворачиваем последнюю страницу нашего урока и эпиграфом к ней будет русская пословица: «Вино вину творит».
Учитель:
Пьянство – это зло, так как поведение пьяного человека непредсказуемо, а, значит, в результате может произойти любая трагедия.
Судебная практика свидетельствует: со злоупотреблением алкоголем связаны половина несчастных случаев со смертельным исходом на транспорте и половина всех убийств. По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит около 6 миллионов человеческих жизней – это больше, чем умирает от рака.
Существует мнение, что в небольших дозах алкоголь вызывает чувство облегчения, отрешение от забот, улучшает настроения. Но так ли это на самом деле?
Помогла водка Кольке из рассказа В.Шукшина «Жена мужа в Париж провожала»? А было ли весело герою стихотворения В.Высоцкого «Ой, где был я вчера»? До чего довела героя страсть к алкоголю из стихотворения «Про чёрта»?
Писатель А.Серафимович в рассказе «Гуси» описывает такой способ поимки диких гусей: вечером на берегу на месте кормления гусей рассыпают горох, замоченный в спиртовом растворе. Утром гуси едят горох и пьянеют, а самое главное – теряют своих часовых. В таком состоянии их просто ловят голыми руками.

IV Рефлексия
По окончании урока учащимся предлагается выразить своё отношение путём выбора соответствующего значка: улыбающийся смайлик – разговор показался важным и нужным, грустный – разговор не произвёл положительного впечатления.

Дидактический материал к урокам русского языка
6 класс

Имя числительное

1. Спишите текст, записывая числительные словами:
По данным Всемирной организации здравоохранения, если человек выкуривает в день от 1 до 9 сигарет, то в среднем он сокращает свою жизнь на 4,6 года по сравнению с некурящими людьми. Если курить от 10 до 19 сигарет, то жизнь сократится на 5,5 лет, если выкуривать от 20 до 39 сигарет, - на 6,2 года. Много и длительно курящие люди в 10 раз чаще заболевают язвой желудка, в 12 раз – инфарктом миокарда, в 13 раз – стенокардией – стенокардией и в 30 раз – раком лёгких.

2. Спишите текст, записывая числительные словами:
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, около 90-95% случаев заболеваний раком лёгких, 45-50% всех видов рака и 20-25% сердечно-сосудистых заболеваний обусловлено курением.
Риск умереть от рака лёгкого у курящих мужчин в 22 раза, а у женщин – в 12 раз выше, чем у некурящих. В целом курение – причина смерти во всём мире 3 миллионов людей. Выкуривание даже 3-5 сигарет в день мужчинам, и 2 сигарет женщинами сокращает среднюю продолжительность жизни на 1 год.
Если бы все мужчины прекратили курить, то продолжительность их жизни увеличилась бы на 5 лет.
Каждые 10 секунд умирает человек от болезней, связанных с курением.

3. Спишите текст, записывая числительные словами:
По данным научных исследований:
• Наиболее опасно курение для лиц до 20 лет. Если человек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет.
• Начавшие курить до 15 лет в 5 раз чаще умирают от рака лёгких.
• Уже в 14-15 лет у курящих, по сравнению с некурящими, чаще наблюдается кашель, выделение мокроты, одышка.
• Около 50% курящих подростков хотело бы бросить курить, но каждому 10 это трудно сделать, поскольку имеется выраженная зависимость от табака.

4. Спишите текст, записывая числительные словами:
На основе статистических данных разных стран видно, что в настоящее время до 60% мужчин и 20% женщин систематически курят, иначе – 40% взрослого населения нашей планеты являются курильщиками. Зависимость от курения начинается вполне безобидно: это банальное любопытство – 25%, а у детей и подростков - желание подражать взрослым. Причём, в некурящих семьях курящими становятся не более 25% детей, в курящих семьях число курящих детей превышает 50%!

Дидактический материал к урокам русского языка
9 класс

Прочитайте текст, выполните задания.
Правда об энергетических напитках
(1)Баночка энергетического напитка на первых порах как рукой снимет сон, без неё уже нельзя представить подготовку к экзамену или бессонную ночь…
(2)Но так ли всё безоблачно в употреблении энергетиков?
(3)Откуда берётся чудодейственная энергия?
(4)По вкусу в баночке находится жидкость, очень напоминающая лимонад.
(5)На самом деле так оно и есть, но там же содержатся и вещества, обеспечивающие необходимый эффект.
(6) В первую очередь, это кофеин, который повышает давление, ускоряет работу внутренних органов и высвобождает ресурсы.
(7)Приём энергетического напитка даёт заметное взбодрение, увеличивает скорость реакции, выносливость, улучшает настроение, повышает работоспособность.
(8)При приёме больших доз энергетик может дать эффект, сравнимый с лёгким наркотическим опьянением из-за перегрузки нервной системы.
(9)На самом деле энергетический напиток не содержит в себе никакой энергии, достаточно внимательно прочитать этикетку.
(10)Достигается результат за счёт высвобождения энергии, которую щедро приберегал «на чёрный день» ваш организм.
(11)А взятое в долг у организма рано или поздно придётся отдавать.
(12)Если вы пьёте его очень часто, то организм не сможет восстанавливаться.
(13)К тому же, вам придётся потреблять всё большие и большие дозы, чтобы истребовать у организма ещё чуток лишних сил – вред от употребления в таких случая очевиден.
(14)Вещества, входящие в состав энергетических напитков, являются возбудителями нервной системы и поэтому отгоняют у вас желание поспать.
(15)Но в то же время наши нервы таким способом могут расшататься, что приведёт к целому ряду заболеваний.
(16)Применение энергетиков может нарушить внутренний ритм работы организма, что приведёт в последующем к серьёзным заболеваниям.

Дидактический материал к урокам русского языка
9 класс

Прочитайте текст, выполните задание
От меломана до инвалида
(1)Вряд ли в 1979 году конструкторы первого портативного кассетного магнитофона «Walkman» из японской компании “Soni” задумывались над тем, что их изобретение приведёт через несколько лет к возникновению целых поколений людей, потерявших слух смолоду.
(2)Постоянное прослушивание громкой музыки через наушники неизбежно ведёт к снижению слуха.
(3)К сожалению, на плеерах нет грозных надписей, что их использование наносит непоправимый вред здоровью.
(3)Люди в силу своих профессиональных обязанностей пользуются наушниками не одно десятилетие: это и радисты, и звукорежиссёры, и диспетчеры.
(4)Однако, несмотря на то, что они проводят в наушниках много часов подряд, слух у них ухудшается не так радикально, как у поклонников плееров.
(5)Почему?
(6)всё дело в том, что портативные звуковоспроизводящие устройства породили целый новый класс готовых телефонов – так называемые «затычки», вставляющиеся внутрь ушной раковины.
(6)Сначала были придуманы облегчённые открытые наушники, скреплённые тонкой металлической полоской, затем пытливые умы отказались от этой полосы и разработали наушники, вообще не соединённые оголовьем-ободом, а крепящиеся клипсой за ушной раковиной.
(7)Но апофеозом стали наушники-вкладыши, «затыкающие» ушную раковину.
(8)Человеческое ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового канала, среднего и внутреннего уха, которые находятся внутри черепа.
(9)Звуковые волны при помощи барабанной перепонки преобразуются в колебания и передаются в улитку, где эти колебания трансформируются в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом.
(10)Природа предусмотрела механизм, защищающий от повреждения внутреннее ухо.
(11)Если же громкие звуки длительное время не прекращаются, мышцы просто утомляются и перестают защищать внутреннее ухо.
(12)Наиболее опасны для уха громкие высокие частоты, на «почётном» втором месте – низкие.

Разработала Крикунова Марина Викторовна, учитель высшей квалификационной категории.

 

Авторизация:



Погода в Барнауле

Яндекс.Погода