Главное меню

Сейчас на сайте:

Сейчас 13 гостей онлайн



ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ

об итогах учебной деятельности, научно-методической и воспитательной работы МОУ «Лицей №122» за 2009-2010 учебный год


На конец 2009-2010 учебного года в 23 классах лицея обучался 571 учащийся: из них 299 в начальной школе, 239 - в среднем звене, 33 – в 11 классе. Выбыло - 23 учащихся, прибыло - 14 учащихся, 14 учащихся обучались индивидуально.
Учебный план на прошедший учебный год выполнен, учебные программы пройдены. Все учащиеся, обучающиеся на дому по состоянию здоровья, успешно прошли курс за соответствующий класс, программы и учебные планы надомного обучения выполнены.
Успеваемость в лицее 100 %.
Качество знаний учащихся 49,6 соответственно по ступеням: 68,4 % - 1-4 классы; 38,4 % - 5-9 классы; 15 %- 11 класс.
Заместителем директора по УВР была спланирована и проведена огромная работа по этому вопросу:
- контроль за результативностью работы с отстающими и учащимися из группы «резерва»;
- 5 заседаний Совета по профилактике, на которых рассмотрены вопросы поведения, посещаемости и успеваемости учащихся 6, 7, 9, 11 классов;
- беседы при заместителе директора с учащимися 6Б,7Б,8Б,9А, 9Б,11классов, имеющими низкий уровень учебной мотивации;
- проверка дневников и тетрадей учащихся с целью выявления объективности выставления оценок;
- проверка классных журналов с целью установления системности в работе с учащимися;
- проведение административных контрольных срезов с целью выявления уровня обученности и своевременной корректировки работы учителя (3,4,5,6,9 11 классы);
- посещение уроков педагогов для оказания методической помощи при работе со слабоуспевающими учащимися и учащимися из группы «резерва»;
- совместная работа психолога и социального педагога по привлечению внимания родителей к учебным проблемам ребенка (учащиеся из неблагополучных семей: Кремневых, Наумовых, Исаевых, Акатьевых, Глазачевых и др.);
- с целью проверки уровня учебной мотивации, соответствия знаний учащихся требованиям учебных стандартов был проведен фронтальный контроль 9, 11 классов;
- регулярно совместно с МО начальных классов проводился контроль техники чтения в 1-4 классах (по плану). По результатам учителям выдавались конкретные рекомендации по дальнейшей работе по данному предмету;
- на совещаниях при директоре заслушивался вопрос о надомном обучении, выполнении учебных программ;
- еженедельно осуществлялся контроль за состоянием работы с отстающими: организацией и результативностью индивидуальных занятий, беседы с учащимися, их родителями;
- было спланировано и организовано посещение уроков учителей, имеющих «резерв по своему предмету.
В результате проделанной работы возросло качество знаний учащихся по сравнению с результатами прошлого года на 1,3%, 59 учащихся занимаются на «5», из них 46 в начальном звене, 13 в 5-9 классах, 185 учащихся занимаются на «4» и «5», из них 104 в начальной школе, 76 — в среднем звене и 5 в 11 классе. По сравнению с предыдущим годом качественные показали учебы возросли в 4В классе (Бояринова Н.Н.), 5Б классе (Голованова Н.Г.), в 6Б классе (Есикова Л.И.), 9А классе (Крикунова М.В.). Серьезная систематическая работа по повышению качества знаний велась во 2В классе (Елагина Е.В.), 3А (Бросалина О.Н.), 3Б классе (Щербакова М.С.), 4А (Дринных А.В.), 4Б классе (Мамонтова А.Ю.), 5А классе (Кулемина Н.И.), 6Б классе (Есикова Л.И.).
Снижалось в течение года качество учебы в следующих классах: 3В (Деккерт В.Н.), 6А (Лапина И.В.), 7А (Зорина И.В.), 7Б (Синяткина Т.И.).
В 2009-2010 учебном году учащимися лицея было пропущено 37109 уроков, из них 607 —без уважительной причины.
Слабый контроль за посещаемостью уроков осуществлялся в 9А (кл. руководитель Крикунова М.В.), 8Б (кл. руководитель Шипилова Е.А.).
Большое внимание уделялось работе с резервом. По итогам года заинтересованность в росте качественных показателей учебы за счет работы с резервом показали следующие классные руководители:
Елагина Е.В. (2В класс) на начало года 8 хорошистов, на конец — 10; Дринных А.В. (4А класс) на начало года 10 хорошистов, на конец года - 12; Дубаносова В.П. (8А класс) на начало года 9 хорошистов, на конец года — 12, Гаврилова М.Е. (9Б класс) на начало года 1, на конец года - 4. Недостаточно была налажена работа с «резервом» классными руководителями: Бросалина О.Н. (3А класс), Лапина И.В.(6А класс), Зорина И.В (7А класс), Синяткина Т.И. (7Б класс).
В течение года проводились срезы знаний учащихся по предметам, административные контрольные работы по итогам четвертей. Высокое качество базисной подготовки учащихся у следующих учителей: Дринных А.В., Бросалина О.Н., Шишкина М.М., Мамонтова А., Дубаносова В.П., Зорина И.В., Голованова Н.Г., Савилова И.В., Антонова В.Н. Эти педагоги активно применяют в своей практике ЛОО подход к обучению, принципы развивающего обучения.
Вместе с тем методические, психологические и организационные аспекты в работе по повышению качества знаний не использованы полностью. Недостаточной является работа МО по организации взаимопосещения уроков, что значительно снижает возможность использования передового педагогического опыта и не позволяет сформировать умение педагогов качественно проводить самоанализ своей деятельности и анализ уроков коллег. Поэтому руководителям МО необходимо спланировать работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей через организацию работы практических семинаров, использовать социальную активность учащихся, мотивационную и воспитательную роль ученического коллектива, привлекать родительскую общественность.
Одним из показателей эффективности работы педагогического коллектива является работа с учащи¬мися - претендентами на медаль. В истекшем году в лицее не было медалистов, а также претендентов на получение аттестатов особого образца за курс основной средней школы. Этот факт далеко не положительный результат в работе инновационного образовательного учреждения.
Научно-методическая работа. На протяжении всего прошедшего учебного года методическая служба лицея стремилась в полной мере реализовать основные направления комплексного проекта модернизации образования, создать условия для непрерывного освоения каждым педагогом профессиональных знаний, творческого роста учителя, повышения уровня его педагогического мастерства, так как это положительно отражается на качестве образования выпускников лицея.
За отчетный период научно-методическая работа была направлена на:
- организацию, текущее и перспективное планирование научно-методической работы с педагогами и ее проведение;
- оказание консультативной помощи по вопросам: аттестация, курсовая переподготовка и повышение квалификации педагогов и членов администрации, организацию научно-исследовательской работы учащихся, курирование конкурсной деятельности педагогов;
- организацию работы с одаренными детьми, их участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах, ведение мониторинга достижений учащихся, проведение индивидуальных консультаций для родителей одаренных детей;
- оказание помощи педагогическим работникам в освоении инновационных технологий, организации экспериментальной деятельности, работы Центра предшкольного образования детей, библиотечно-информационного центра;
- оказание помощи педагогам в составлении и ведении отчетной документации в бумажном и электронном виде, работе в АИС «Сетевой город»;
- участие в подборе и расстановке педагогических кадров, организации повышения их квалификации и личностного роста;
- организацию работы Управляющего совета лицея, экспертной комиссии, педагогического совета, научно-методического совета лицея, аттестации педагогических работников;
- организацию работы ППЭ для выпускников, сдающих ЕГЭ;
- организацию социального партнерства лицея с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и искусства, ВУЗами, другими организациями.
За отчетный период в лицее успешно функционировали научно-методический совет, методические объединения учителей начальных классов, гуманитарного и естественно-математического цикла, методическое объединение учителей музыки, технологии, ОБЖ и физической культуры, психологическая служба, временные творческие группы педагогов (по подготовке к районному конкурсу «Лучший по профессии», по работе с сайтом лицея, по работе в АИС «Сетевой город»), научное общество учащихся. Такая структура деятельности способствовала:
• совершенствованию методик, приемов и подходов в обучении;
• расширению интегративных связей и тематики научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся;
• повышению мотивации учителя к научно-исследовательской деятельности;
• активному применению технологии педагогического взаимодействия;
• возможности сделать более эффективными собственные методы преподавания предмета;
• накоплению информационно-методической базы преподавания предметов одного цикла.
Возглавляя научно-методическую работу в лицее, работу экспертной комиссии, я стремилась к созданию ситуации успеха для каждого педагога, реальному самоанализу деятельности учителя и выбору им индивидуального пути к профессиональному успеху.
Научно-методическая работа в лицее была нацелена на обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителя в условиях гуманизации образования. Были созданы условия для обеспечения теоретической, психологической, методической поддержки учителей, их личностного и профессионального роста.
Заседания научно-методического совета нашего лицея прошли в августе, сентябре, октябре, декабре, феврале, марте, апреле и мае. Совместно с руководителями методических объединений обсуждались вопросы аттестации и повышения квалификации педагогов, инновационной и конкурсной деятельности, участие в предметных олимпиадах, работы с одаренными детьми, деятельности БИЦа, ЦПО, участия педагогов в ПНПО, подготовки методических материалов для участия в профессиональных конкурсах, посвященных «Году Учителя».
Три педагога лицея являются районными общественными методистами – Виктория Павловна Дубаносова (математика), Татьяна Ильинична Синяткина (биология), Юлия Сергеевна Ковшова (психология). Разработана нормативно-правовая база (Положение о лицее, НМС, опытно-экспериментальной деятельности, методическом дне учителя-предметника и др.). В рамках реализации плана мероприятий, посвященных Году Учителя, прошли открытые заседания МО учителей гуманитарного (тема «Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках образовательного пространства школы») и естественно-математического цикла (тема: «Реализация деятельностного подхода к обучению на уроках естественно-математического цикла»). Но, следует отметить, что учителя начальных классов, физкультуры, технологии, музыки и ОБЖ к данному мероприятию отнеслись безответственно, в связи с чем не состоялась презентация работы по теме самообразования учителей начальных классов, вопрос о внеучебных достижениях учащихся не проработан должным образом.
Временные творческие группы (ТГ) педагогов были созданы для организации работы по обновлению сайта лицея, подготовке учащихся для участия в конкурсах краевого уровня.
Высшей формой коллективной педагогической работы традиционно являлся педагогический совет. За истекший период было проведено четыре тематических заседания:
1. Проблемно-ориентированный анализ условий организации и реализации УВП лицея.
2. Личностный рост педагога как фактор повышения учебной мотивации учащихся.
3. Создание условий для индивидуализации и гуманизации педагогического процесса в лицее.
4. От конфликта к культуре педагогического общения.
Кроме того, в рамках повышения компетентности педагогов были проведены методические семинары: «Индивидуальные стили педагогического взаимодействия», «Современные подходы к работе с одаренными детьми». Обсуждая минусы и плюсы педагогической деятельности, мы приходили к интересным решениям таких наболевших проблем как повышение мотивации учащихся к учебе, стимулирование педагогов.
Наряду с тематическими вопросами, большое внимание было уделено обсуждению проблем в работе АИС «Сетевой город», комплексного проекта модернизации образования Алтайского края.
В рамках участия в реализации ПНП «Образование» педагог лицея Антонина Васильевна Дринных обобщила свой опыт работы и представила методические материалы на конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.
За прошедший учебный год было аттестовано 8 педагогов лицея. Согласно рекомендациям в учительской был оформлен информационный уголок, где размещены нормативно-правовые документы, рекомендательные письма, методические материалы и консультативные ссылки. Всеми аттестующимися были составлены и реализованы индивидуальные планы по аттестации, проведены открытые уроки и творческие отчеты. В помощь аттестущимся педагогам прошли индивидуальные консультации и методические семинары. Наибольшую трудность вызывает у педагогов написание самоанализа. Вместе с тем, следует отметить, что не все педагоги в аттестационный период проявили должный уровень ответственности при проведении открытых уроков, оформлении аттестационных материалов. Высшая квалификационная категория по должности «учитель» присвоена В.П.Дубаносовой, В.Н.Антоновой, Н.Г.Дмитриевой. Первая квалификационная категория по должности «учитель» присвоена Н.И.Кулеминой, Л.И.Есиковой, Н.Н.Бояриновой, О.Н.Сауниной, Н.Г.Головановой.
Одним из ведущих направлений методической работы является организация научно-исследовательской и конкурсной деятельности учащихся и педагогов, работа с одаренными учащимися.
Работа по данной теме ведется в соответствии с программой «Одаренные дети», рекомендациями, принятыми на совместном семинаре-совещании директоров и заместителей по УВР и НМР 28.03.2007 года по теме «Проблемы организации работы с одаренными детьми и пути их решения», циклограммой, планом работы с одаренными детьми.
Целью данной работы является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. «Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами».
Вопросы деятельности по работе с одаренными детьми заслушивались на совещаниях при директоре, заседаниях НМС, что подтверждается протоколами.
К работе с одаренными детьми активно подключается педагог-психолог, оказывая детям педагогическую поддержку, т.к. в период подготовки к выступлениям немаловажную роль играют мотивация и психологический настрой ребенка. Большая работа по организации деятельности научного общества учащихся была проведена Ириной Викторовной Савиловой, учителем русского языка и литературы. Под её руководством организовано сотрудничество с ОДА «Озарение», АКЦИТР. В лицее прошли заседания МО по организации подготовки учащихся, индивидуальные консультации учителей-предметников, занятия в НОУ с целью повышения результативности участия в олимпиадах.
Такая целенаправленная работа способствует повышению мотивации учащихся к участию в конкурсах и, соответственно, повышению результативности участия. Так, в 2009-2010 учебном году лицеисты приняли участие в 11 конкурсах районного уровня (I мест – 5, II мест – 7, III мест – 12), в 6 - городского уровня (II место - 1, III - 2), 11 – краевого уровня (I мест – 5, II мест – 5, III мест – 9).
Конкурсная деятельность педагогов также результативна. Только за 2009-10 учебный год ими опубликовано 10 статей в сборниках по материалам НПК всероссийского уровня (Шальпов Д.А., Нагорная О.Л., Ковшова Ю.С., Дмитриева Н.Г., Крикунова М.В.) три педагога имеют дипломы всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (Крикунова М.В., Дмитриева Н.Г., Нагорная О.Л.), педагог-психолог Ю.С.Ковшова провела мастер-класс на международной НПК по проблемам психологии. На краевом конкурсе «Учитель здоровья» лицей представили М.В.Крикунова и А.Ю.Мамонтова. Участниками городских конкурсов стали Ю.С.Ковшова («Мастерство педагога – достояние города») и Н.Н.Бояринова («Созвездие учительских муз»). В районном конкурсе МО призером III места стала руководитель МО гуманитарных дисциплин Н.Г.Голованова, в районном конкурсе «Лучший по профессии» в номинации «Классный руководитель года» Почетной грамотой отмечена Е.А.Шипилова, сценарии нетрадиционных уроков представили на районный конкурс «Методический проект» Т.И.Синяткина, М.Е.Гаврилова, М.М.Шишкина, Н.Г.Голованова. Хорошей традицией лицея стал праздник «На приеме у директора», где всем учащимся и педагогам, успешно занимающимся научно-исследовательской деятельностью были вручены почетные грамоты и сладкие призы. Вместе с тем, необходимо заметить, что некоторая часть педагогического коллектива абсолютно пассивна и ничего не делает по данному направлению работы.
Инновационная деятельность в прошедшем учебном году реализовывалась по следующим основным направлениям:
• Организация работы Центра предшкольного образования (отчет прилагается).
• Профильное обучение
• Организация углубленного изучения математики (6Б класс)
• Работа библиотечно-информационного центра.
Углубленное изучение математики осуществлялось в соответствии с Положением, учебным планом лицея и календарно-тематическим планированием для 6 класса в объеме 8 часов в неделю (5ч. – федеральный компонент, 3ч. – школьный компонент). В основу положена программа углубленного изучения математики для общеобразовательных учреждений (автор Мордкович А.Г.). В отдельный раздел выделен курс «Наглядная геометрия» (1ч.). Программа включает обязательный базовый компонент, предполагающий углубленное изучение предмета по отдельным темам («Решение уравнений с модулем», «Числовые неравенства», «Линейная функция» и др.).
Преподавание математики вела учитель первой квалификационной категории Лариса Ивановна Есикова. На своих уроках учитель добивалась устойчивых знаний по предмету, использовала индивидуальные и групповые формы обучения. Особую роль учитель уделяла привитию учащимся самостоятельности в рассуждениях, в поиске различных способов решения задач, в работе с книгой, самостоятельному составлению вопросов и задач, выполнению творческих заданий по предмету. Данные по успеваемости учащихся класса с углубленным изучением математики представлены в таблице:

2009-2010 учебный год Кол-во учащихся аттестовано Качество знаний
I четверть 21 100% 71 %
II четверть 20 100% 71,5%
III четверть 20 100% 71,5 %
IV четверть 20 100% 72%

По предмету «Наглядная геометрия» просматривается динамика качества знаний:

2009-2010 учебный год Кол-во учащихся аттестовано Качество знаний
I четверть 21 100% 70 %
II четверть 20 100% 70%
III четверть 20 100% 75 %
IV четверть 20 100% 80%

Учащиеся 6Б класса с углубленным изучением математики приняли результативное участие в районной игре «Математический бой», где заняли III место. Также представляли лицей на городском математическом празднике, проходившем на базе МОУ «Гимназия № 42», международном математическом конкурсе «Кенгуру».
В 2009-2010 учебном году Центр предшкольного образования продолжал экспериментальную работу в качестве участника краевого эксперимента, под научным руководством доктора психологических наук, профессора Л.С. Колмогоровой.
В качестве методического пособия использовалась программа «Мой мир», рассчитанная на 336 занятий. В 2009 – 2010 учебном году Центр предшкольного образования осуществлял свою деятельность с 01.09.09г. по 31.05.10г., пять раз в неделю по 3-4 часа (17 недельных часов). Помимо основных занятий по программе «Мой мир» проводились дополнительные - «Музыка», «Ритмика», «Рисование», «Познай себя», «Учись говорить правильно», «Развивающие игры».
В качестве способов отслеживания результатов экспериментальной деятельности была выбрана оценка качества результатов образования – диагностирование начального и итогового уровня развития и подготовленности детей, сформированности базиса их личностной культуры на материале образовательной программы предшкольной подготовки.
Данные диагностического обследования детей показали:
1) речевое развитие – у 63% детей были выявлены нарушения речи. В результате проведенных занятий 95% ребят поставлены все звуки;
2) концентрация внимания – у 84% ребят были выявлены нарушения концентрации внимания, на конец года число таких детей снизилось до 20%;
3) ориентация в пространстве – нарушена на начало года у 70% ребят, в конце года данное нарушение прослеживалось только у 8%;
4) память – у 95% детей на конец года выявлен высокий уровень опосредованного запоминания и существенное преобладание логической памяти над ассоциативной;
5) психологическая зрелость - 90% ребят по итогам года можно считать психологически зрелыми;
6) готовность к школе – 100% детей показали средний и высокий уровень готовности к обучению в школе.
В 2009-2010 учебном году в рамках работы по теме экспериментальной деятельности опыт работы Центра предшкольного образования муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 122» был представлен заместителем директора по НМР Ольгой Леонидовной Нагорной, руководителем Центра Юлией Сергеевной Ковшовой, и педагогами Центра для слушателей курсов ЦДПО АлтГПА (октябрь 2009).
В июне 2010 года результаты работы Центра предшкольного образования были заслушаны в рамках проведения круглого стола в АлтГПА, одобрены руководителем эксперимента и рекомендованы для использования в учебных заведениях края.
В течение учебного года на базе лицея был организован ППЭ (пункт приема экзамена) для выпускников УО Центрального района. Так, были проведены пробные экзамены по русскому, немецкому и английскому языкам, а также ЕГЭ по математике, биологии, информатике, географии, русскому, немецкому и английскому языкам. Замечаний и апелляций по процедуре проведения ЕГЭ нет. Надзорный орган в сфере образования осуществил контроль процедуры проведения ЕГЭ на примере математики, в процессе которого замечаний также не выявлено.
Одним из ведущих направлений научно-методической работы лицея является внедрение информационно-коммуникационных технологий в УВП. По данному направлению работы нами выявлена следующая проблема: низкая мотивация и ИКТ-компетентность педагогов лицея, не знание требований по оформлению документации в электронном виде и ведения электронного документооборота. Огромной трудностью стала работа в АИС «Сетевой город». Для решения данной проблемы была создана временная ТГ под руководством И.В.Лапиной. Для педагогов проводились индивидуальные консультации, оказана практическая помощь по заполнению электронных журналов. Вместе с тем, на момент проверки электронной базы данных были выявлены недоработки со стороны педагогов, отсутствие оценок, личных сведений об учащихся. Отрицательно отличились Киюцина А.В., Щербакова М.С., Лазарева Е.С., Подтянигина Е.Ю., Зинченко В.П., Неруш Т.А., Шипилова Е.А.). Существенно недорабатывала временная творческая группа по работе с сайтом лицея (руководитель М.В.Крикунова). Приходилось напоминать о своевременности обновления информации на сайте. К концу учебного года ситуация стабилизировалась.
Комплектование профильного 10 класса на данный момент не завершено, так как из 35 выпускников 9-х классов в лицее осталось 23, прибыл 1. Несмотря на демографическую проблему детей данного возраста, следует отметить, что работа по привлечению учащихся в 10 класс лицея оказалась недостаточной.
В связи с сокращением количества учащихся старшего звена по сравнению с прошлым годом (3 класса, 74 выпускника) в этом учебном году в лицее был открыт один 11 класс универсального профиля. Класс образован путем объединения 10А (гуманитарный профиль) и 10Б (информационно-технологический профиль) классов, где было организовано безоценочное преподавание элективных курсов «Информационные технологии» и «История». В связи с карантином и большим отставанием выполнения программ зимняя сессия для учащихся 11 класса не проводилась.
В течение учебного года педагогический коллектив наряду с другими учебными заведениями Алтайского края продолжал реализацию регионального комплексного проекта модернизации образования, который включает в себя следующие направления: нормативно-подушевое финансирование, новая система оплаты труда, развитие региональной системы оценки качества образования, расширение общественного участия в управлении образованием. Данный вопрос регулярно рассматривался на производственных совещаниях и совещаниях при директоре. Управляющий совет, председателем которого является представитель родительской общественности Бердюгина Лариса Владимировна, юрист по образованию, совместно с администрацией лицея и попечительским советом участвовал в обсуждении перспектив развития лицея, вопросов хозяйственной деятельности, распределения стимулирующего фонда оплаты труда учителей.
В связи с переходом на НСОТ в лицее работала экспертная комиссия и комиссия по разрешению трудовых споров. Письменных жалоб по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда не зарегистрировано, на устные вопросы были даны разъяснения на производственных совещаниях и заседаниях МО.
Задачи на 2010-2011
1. Утвердить план работы лицея на 2010-2011 учебный год.
2. Создать условия для успешного перехода на ФГОС НОО.
3. Совершенствовать условия повышения ИКТ-компетентности педагогов (АИС «Сетевой город»).

 

Авторизация:



Погода в Барнауле

Яндекс.Погода